Книжные выставки

Основная задача выставок - вовлечь учащихся в книжное пространство ХIХ – н. ХХI века с позиции художественного взаимодействия авторов, составителей, художников иллюстраторов, издателей, фотографов и читателей, раскрыть яркие страницы и малоизвестные факты отечественной и зарубежной книжной культуры.

Новые поступления в библиотеку с января - июль 2021

Новые поступления в библиотеку с июля - декабрь 2021

Новые поступления в библиотеку с июля - декабрь 2022

Новые поступления в библиотеку с января - июнь 2022

 

 

      Октябрь-ноябрь

В библиотеке студентам всех отделений были показаны тематические презентации, объединенные в просветительский проект «Дни Открытой книги», разработанный в формате информационно-библиотечного представления, с целью раскрытия книжного фонда по русскому и зарубежному искусству конца ХХ - начала ХХI века. 

Студенты имели возможность познакомиться с историей создания уникальных изданий по рисунку, фотографии, книжной иллюстрации, костюму, скульптуре. В формате открытого доступа они могли увидеть рисунки учащихся Рисовальной школы и копии, сделанные ими с предметов художественно-промышленного музея ИОПХ,  а также литографированные учебные пособия педагогов Рисовальной школы и периодические издания по декоративно-прикладному искусству, опубликованные в крупнейших европейских издательствах. 

Презентации, построенные на основании отсканированных материалов из библиотечного фонда, с учетом исторической хронологии, позволяют проследить развитие книгоиздательской деятельности на протяжении более чем столетнего периода.

                               

«Памяти Мастера» посвящена книжная экспозиция в читальном зале, демонстрирующая авторские альбомы художника-живописца, преподавателя живописи, рисунка и композиции Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К.Рериха, заслуженного художника России Бориса Васильевича Лесова (1945-2017).

 В 2015 году альбомы были опубликованы к персональной выставке Мастера, проходившей в Санкт-Петербургском Союзе художников. Борис Васильевич Лесов подарил несколько экземпляров библиотеке Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К.Рериха, с которым была связана его многолетняя  педагогическая деятельность.

Дополнением к экспозиции служат каталоги и буклеты с работами учеников Бориса Васильевича Лесова, выполненные в разных жанрах и опубликованные к студенческим выставкам.

Сентябрь

На книжно-иллюстративной выставке, посвященной искусству акварели, представлены альбомы, демонстрирующие мастерство русских и зарубежных художников. Акварели флоры и фауны Сибири декабриста П.И. Борисова, лирические пейзажи А.Н.Бенуа и А.А. Богомолова, портреты и групповые композиции М.А. Зичи, Л.Ф. Лагорио, деревенские мотивы в жанровой композиции В.Е. Маковского, эскизы исторических костюмов М.О. Микешина, жанровые зарисовки В.И. Навозова и Н.Д. Прокофьева, пейзажи А.А. Редковского, батальные сцены и изображения церемоний с участием царской семьи А.И. Шарлеманя, вдохновенно выразительные акварели Дж.М.У. Тернера.

Работы в технике акварели с романтическими видами Крыма украшают поэтический сборник выдающего поэта Серебряного века Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) «Я к нагорьям держу свой путь». Феодосия: Издательский дом «Коктебель», 1998. Представленные в издании акварели находятся в собрании Дома-музея М.А. Волошина в Коктебеле. О культуре, искусстве, памятниках Крыма поэт писал: «Ни в одной стране Европы не встретишь такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму... Вдоль берега они нанизываются как строфы лирической поэмы, по северным склонам они спускаются по руслам горных речек, бегущих у подножья пещерных городов и фантастических известняков Бахчисарая». Издание дает редкую возможностьнасладиться крымской поэтической темой, объединяющей стихи за период с 1907-1926гг. и увидеть акварели автора, чьи произведения звучат как гимн красоте.

С удивительно разносторонней личностью Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), чья педагогическая деятельность была связана с Рисовальной Школой ИОПХ, знакомит книжная выставка из собрания библиотеки. Живопись, иллюстрации русских и европейских сказок, графика, история Русского Севера, фотографии, театральные работы, эскизы декорации и костюмов - трудно перечислить все разнообразные области деятельности, составляющие многогранный художественный мир великого художника. В оформлении Билибина выходили разнообразные издания от почтовой марки и открытки до рекламного плаката и афиши, от газеты и журнала до исследования по истории искусства, от школьного учебника до сборника современной поэзии, от популярной брошюры до многотомного собрания сочинений. Билибин исполнил оформление обложки издания «Школа Императорского общества поощрения художеств 1839-1914», подготовленное Н.Е. Макаренко в Петрограде в 1914 году к 75-летнему юбилею Рисовальной Школы.

2017 учебный год

Январь 

Книжная выставка «Основы иконописи»  знакомит с альбомами, представляющими  коллекции  древнерусской живописи крупнейших музеев России, среди них шедевры русской иконописи ХVI – ХIХ  веков из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника и Архангельского музея изобразительных искусств. 

В конце ХIХ – начале ХХ века, в связи с возросшим  интересом  к русской иконе, были необычайно востребованы  листы с прорисями и переводами для икон. Они нужны были для обучения, копирования, подражания. Листы существовали как в разрозненном виде, так и форме альбомов. На выставке представлено издание Василия Ивановича и Михаила Ивановича Успенских «Материалы для истории русского иконописания» (1900), которое  содержит 101 литографированную таблицу прорисей. Успенские изучали частные коллекции икон А.М. Постникова и М.В. Тюлина, по материалам которых ими были выполнены прориси. На издание указано посвящение директору Археологического института профессору Н.В. Покровскому, который занимался проблемами православной иконографии и читал лекции по этой теме в Петербургской духовной академии. 

Одним из основоположников научного метода иконографического анализа средневекового искусства Византии и Руси был Никодим  Павлович  Кондаков (1844-1925). Его монография  «Иконография Богоматери», опубликованная впервые в 1914-1915 годах в двух томах и содержащая иконографические сведения, остается одним из основных  исследований, посвященных истории иконографических типов Богоматери и является также  эпицентром книжной экспозиции.

Февраль

К 100-летию постановки легендарного спектакля «Маскарад»  на сцене Александринского театра (25.02.1917), вошедшего в историю искусства благодаря содружеству Александра Яковлевича Головина (1863–1928) и Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874-1940), на базе фонда библиотеки подготовлена книжная экспозиция, демонстрирующая этапы сценического воплощения этой знаменитой и мистической пьесы М.Я. Лермонтова.  Судьба спектакля отражала дыхание времени. На выставке представлена  рецензия, опубликованная  в журнале Аполлон (1917, №2/3), сразу после премьеры спектакля, монографии и альбомы, раскрывающие творчество величайших театральных  мастеров  ХХ века и уникальное издание "Маскарад" Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина, подготовленное к столетию со дня гибели М. Ю. Лермонтова в 1941 году составителями  М. Д. Беляевым, Е. М. Берманом, Т. Э. Грубертом, под редакцией академика живописи Е. Е. Лансере с цветными репродукциями  и тоновыми иллюстрациями эскизов А.Я. Головина из собрания Центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Издание было опубликовано в 1946 году и эта дата указана на бумажной наклейке, расположенной на переплете.

 

Март

 

С точки зрения изучения графического и живописного построения национального орнамента, в библиотеке организована  экспозиция цветных литографий из издания  «Образцы декоративного и прикладного искусства из Императорских дворцов, церквей и коллекций в России. Хромолитографии с акварелей, исполненных с натуры учениками Рисовальной школы ИОПХ под руководством директора академика Е.А. Сабанеева и с акварелей академика М.Я. Виллiе».  Работа над альбомом была завершена в 1901 году. Выход в свет этого сборника широко освещался в журнале «Искусство и художественная промышленность» - периодическом издании  Императорского общества поощрения художеств.   

Для 10 выпусков  было подготовлено  50 листов с рисунками,  наклеенными на крепкий картон размером 38х55 см  с ярлыками на которых указаны сведений о происхождении предмета, его стиле и времени исполнения. Альбом сопровождался  оглавлением, с указанием рисовальщиков и литографов, учеников школы. 

Акварели Михаил Яковлевич Виллие (1836-1910), художника, академика живописи, библиографа, который посвятил себя изучению памятников  русской старины и особенностям древнерусского орнамента, воспроизводят орнаменты ХVII века растительно-геометрического характера: комбинация розеток, ромбических  фигур, включавших в себя стилизации растительных завитков, ростков, вьющихся стеблей. Вслед за древнерусскими мастерами  Виллие выстраивает  декоративные композиции просто и ясно, воспроизводя графичность и  четкость узоров с  их ритмической связанностью и характерным немногоцветным  колоритом.  

Любопытно отметить тот факт, что Виллие увлекся изучением памятников русской старины после просмотра фотографий Борщевского. Собрание Виллие включало более 50 снимков фотографа, запечатлевшего архитектурные детали, орнаменты древнерусских церквей. Художник покинул Париж, в котором прожил десять лет и возвратился на родину, где с энтузиазмом стал изучать русскую историю, этнографию, археологию, декоративно-прикладное искусство. Своими работами он привлек внимание специалистов к исследованию древнерусского орнамента, отыскивая его в домашней утвари, древних иконах, фресках. М.Я. Виллие можно назвать первооткрывателем фресок ХVII века церкви Воскресения в Ростовском кремле, где  он  расчистил фрагменты подлинной древней живописи.      

 

Апрель

 

В читальном зале представлена экспозиция, подготовленная педагогом Вячеславом Павловичем Шкурко «Графика газетных заголовков периода перестройки 1987-1998 годов». Цель выставки показать разнообразие и оригинальность графических решений в оформлении газетных заголовков за 10 лет перестройки. Процесс демократизации общества нашел отражение в выразительных графических построениях шрифтов, в характере названий многочисленных органов периодической печати. На выставке сопоставляются композиционные графические особенности в структуре оформления названий как центральных общественно-политических и литературно-художественных изданий так и малотиражных коммерческих и рекламных газет. Выставочная экспозиция демонстрирует 64 газеты, отразившие эпоху идеологических перемен нашей страны.

 

 

Май

В читальном зале открыты несколько выставок, приуроченных  к Всероссийскому Дню библиотек, к 345-летию со дня рождения императора Петра Великого  и ко Дню основания Санкт-Петербурга. 

Среди альбомов  с популярными петербургскими видами  представлены издания, воспроизводящие работы известных русских и зарубежных художников рубежа ХVIII – ХIХ веков таких как  Ф.Я. Алексеев, М.И. Махаев и Бенжамен Патерсен, которые работали в жанре видового городского пейзажа. 

Творчество замечательного  шведского художника Бенжамена Патерсена, наследие которого включает около 100 живописных, акварельных и гравировальных работ, отличает тонкое камерное своеобразие художественной манеры повседневной жизни Петербурга. Его лирическое восприятие образа столицы Русского государства ХVIII – ХIХ столетий передается в воспроизведении прославленных архитектурных ансамблей. Бенжамен Патерсен большое значение придавал выбору места, позволяющему передать классическую уравновешенность и величие Санкт-Петербурга. Блестящий облик города в работах прославленного художника запечатлен в издании Г.Н. Комеловой, Г.А. Принцевой, И.Г. Котельниковой «Петербург в произведениях Патерсена», опубликованном в московском издательстве «Изобразительное искусство» еще в 1978 году, но в плане «образа книги»  - это издание, можно сказать, оформлено в «петербургском стиле».

 

Сентябрь 

На книжно-иллюстративной  выставке, посвященной искусству акварели, представлены альбомы, демонстрирующие  мастерство  русских и зарубежных художников. Акварели флоры и фауны Сибири декабриста П.И. Борисова, лирические пейзажи А.Н.Бенуа и А.А. Богомолова, портреты и групповые композиции М.А. Зичи, Л.Ф. Лагорио, деревенские мотивы в жанровой композиции В.Е. Маковского, эскизы исторических костюмов М.О. Микешина, жанровые зарисовки В.И. Навозова и Н.Д. Прокофьева, пейзажи А.А. Редковского, батальные сцены и изображения церемоний с участием царской семьи А.И. Шарлеманя,  вдохновенно выразительные акварели  Дж.М.У. Тернера.

Работы в технике акварели с романтическими видами Крыма украшают поэтический сборник выдающего поэта Серебряного века Максимилиана  Александровича Волошина (1877-1932) «Я  к нагорьям держу свой путь». Феодосия: Издательский дом «Коктебель», 1998. Представленные в издании акварели находятся в собрании  Дома-музея М.А. Волошина в Коктебеле.  О культуре, искусстве, памятниках Крыма поэт писал: « Ни в одной стране Европы не встретишь такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму... Вдоль берега они нанизываются как строфы лирической поэмы, по северным склонам они спускаются по руслам горных речек, бегущих у подножья пещерных городов и фантастических известняков Бахчисарая». Издание дает редкую возможность насладиться крымской поэтической темой, объединяющей стихи за период с 1907-1926гг. и увидеть  акварели автора, чьи произведения звучат как гимн красоте. 

С удивительно разносторонней личностью Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), чья педагогическая деятельность была связана с Рисовальной Школой ИОПХ,  знакомит книжная выставка из собрания библиотеки. Живопись, иллюстрации русских и европейских сказок, графика, история Русского Севера, фотографии, театральные работы, эскизы декорации и костюмов - трудно перечислить  все разнообразные области деятельности, составляющие многогранный художественный мир великого художника. В оформлении Билибина выходили разнообразные издания от почтовой марки и открытки до рекламного плаката и афиши,  от газеты и журнала до исследования по истории искусства, от школьного учебника до сборника современной поэзии, от популярной брошюры до многотомного собрания сочинений. Билибин исполнил оформление обложки издания «Школа Императорского общества поощрения художеств 1839-1914», подготовленное Н.Е. Макаренко в Петрограде в 1914 году к 75-летнему юбилею Рисовальной Школы.

 

Октябрь-ноябрь 

В библиотеке студентам всех отделений были показаны тематические презентации, объединенные в просветительский проект «Дни Открытой книги», разработанный в формате информационно-библиотечного представления, с целью раскрытия книжного фонда по русскому и зарубежному искусству конца ХХ - начала ХХI века. 

Студенты имели возможность познакомиться с историей создания уникальных изданий по рисунку, фотографии, книжной иллюстрации, костюму, скульптуре. В формате открытого доступа они могли увидеть рисунки учащихся Рисовальной школы и копии, сделанные ими с предметов художественно-промышленного музея ИОПХ,  а также литографированные учебные пособия педагогов Рисовальной школы и периодические издания по декоративно-прикладному искусству, опубликованные в крупнейших европейских издательствах. 

Презентации, построенные на основании отсканированных материалов из библиотечного фонда, с учетом исторической хронологии, позволяют проследить развитие книгоиздательской деятельности на протяжении более чем столетнего периода.

«Памяти Мастера» посвящена книжная экспозиция в читальном зале, демонстрирующая авторские альбомы художника-живописца, преподавателя живописи, рисунка и композиции Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К.Рериха, заслуженного художника России Бориса Васильевича Лесова (1945-2017).

В 2015 году альбомы были опубликованы к персональной выставке Мастера, проходившей в Санкт-Петербургском Союзе художников. Борис Васильевич Лесов подарил несколько экземпляров библиотеке Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К.Рериха, с которым была связана его многолетняя  педагогическая деятельность.

Дополнением к экспозиции служат каталоги и буклеты с работами учеников Бориса Васильевича Лесова, выполненные в разных жанрах и опубликованные к студенческим выставкам.

 

Декабрь

Цикл еженедельных презентаций и выставок в рамках проекта «Дни Открытой книги» на базе библиотечного фонда, проводимых с начала учебного года, был дополнен в декабре сообщениями для студентов и педагогов   темами, связанными с юбилейными датами деятелей истории и культуры Петербурга: «Библиотекари Рисовальной школы и ИОПХ В.Г. Бок и В.С. Степанов», «Волшебники книжной иллюстрации»,  «Поэзия и фотография», « Театральные художники Петербурга». 

2016 учебный год

Ноябрь 2016 года

            Книжная выставка, эпиграфом к которой стали слова Некрасова  «Настал иллюстрированный  в литературе век…», знакомит молодых художников с выдающимися мастерами ХIХ века в области книжной и альбомной литографии А.А.Агиным, М.Л.Неваховичем, В.Ф.Тиммом и их замечательными художественными изданиями. 

           Иллюстрация всегда была тесно связана с литературой. Основоположником российской жанровой иллюстрации был Александр Алексеевич Агин. Им были созданы серии иллюстраций к произведениям Пушкина, Лермонтова, Крылова, Тургенева. Он активно сотрудничал с Некрасовым в альманахе «Петербургский сборник».  Главной его работой стало создание иллюстраций в содружестве с гравером Евстафием Бернардским к изданию «Сто рисунков из сочинения Н.В.Гоголя «Мёртвые души», опубликованное  в 1846 году. Легендарные рисунки Агина к поэме Гоголя были исполнены в технике гравюры на дереве (ксилографии). Агин выбрал линейный рисунок для голов и рук персонажей, словно бы люди эти не имеют объема и как будто бестелесны. Издание и через 170 лет представляет неиссякаемый интерес для изучения пластического языка Агина в раскрытии характеров героев  бессмертного произведения Гоголя.    

           Вторая треть  ХIХ века была одним из блестящих периодов в развитии русской литографии, которая всецело царила в альбомной области, доминировала в эстампе, в художественной афише и нашла широкое применение в журнальной сфере, а именно в издании первого русского иллюстрированного сатирического журнала «Ералаш».  Одним из самых ярких политических средств карикатуры в ХIХ веке стал шарж. Остроумному рисовальщику, создателю эпиграмм и издателю «Ералаша» Михаилу Львовичу Неваховичу удалось с 1846 по 1849 год опубликовать 16 выпусков журнала, в котором остро поднимались социально-политические вопросы жизни общества. Карикатурные сюжеты в сочетании с литературной публицистикой осуждались цензурой и журнал был закрыт за «предосудительное направление». Несколько лет назад листы из журнала, находящиеся в фонде библиотеки, были отреставрированы студентами нашего училища.

           «Русский художественный листок» благодаря мастеру-литографу Василию Федоровичу Тимму (1820-1895) стал художественной летописью России. В предисловии к первому номеру издания Тимм определил задачу издания: «передать все, что только может быть схвачено карандашом замечательного… в рисунках, верных, не вымышленных, снятых с натуры». Современники называли Тимма рисовальщиком-виртуозом, «талантливым карандашистом».  Журнал-хроника издавался 11 лет с 1851-1862 годы. Основное содержание составляли его литографированные рисунки на актуальные темы политической и общественной жизни России, с включением уникальной портретной галереи современников. Ежегодно выходило 36 номеров большого формата, из которых каждый состоял из нескольких литографий с пояснительным текстом. Тимм привлек к участию замечательных рисовальщиков, среди которых были Г.Г.Гагарин, А.Ф.Чернышев, М.О.Микешин, Е.Н.Филиппов и виртуоз рисунка «русский художник венгерского происхождения» Михаил (Михай)  Зичи (1829-1906). На форзаце экземпляров издания, которое представлено в библиотеке, сохранились наклейки «Из библиотеки Александра Васильевича Политковского».  

          В качестве учебно-методического материала при подготовки выставки  использовалось издание Алексея Федоровича Коростина «Русская литография ХIХ века». -  М.: Искусство, 1953.

Декабрь 2016 года

 

          С целью изучению памятников древнерусской культуры представлена экспозиция «История одного издания. Литографированные памятники Москвы». 

          С 1846 по 1859 год Знатоком московских архитектурных древностей  Иваном Михайловичем Снегиревым было выпущено многотомное издание «Русская старина в памятниках церковного и гражданского   зодчества»  с литографированными рисунками архитектора А.А.Мартынова (1820-1895).  Это первое в России продолжающееся издание, специально посвященное  отображению  памятников  древнерусской архитектуры. Первый выпуск открывался очерком архитектора  Петра Сергеевича Максютина по истории отечественного зодчества. Составители включили полный список подписчиков, среди которых  значились члены венценосной семьи Романовых. Все члены царской семьи  имели свои личные библиотеки.   Николай I был подписан на 5 экз. издания. Среди подписчиков, расположенных по алфавиту, значились как организации, так и частные лица. Например, на букву Р рядом с  одесской купчихой Маргаритой Рибадо можно увидеть Первую Рисовальную школу в Москве, Рисовальную Школу в Петербурге, Ришельевский лицей в Одессе и имя архитектора Ф.Ф. Рихтера. Издание состояло из 18 томов-тетрадей.  В текстах давалось подробное описание самих памятников, и раскрывалась история их создания. Литографии старинных московских и подмосковных церквей, часовен и усадеб воссоздают неповторимую атмосферу безвозвратно утраченных памятников архитектуры. Выпуски «Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества» выдержали несколько переизданий во второй половине XIX века. В 1852 году Мартынов подарил свой труд секретарю ИОПX  Д.В.Григоровичу с дарственной надписью

2013-2014 учебный год

Сентябрь - Октябрь

В начале учебного года в библиотеке проходят занятия с первокурсниками, на которых они знакомятся с историей библиотеки и с учебной литературой по специальным дисциплинам.

В читальном зале на выставке новых поступлений представлены альбомы по искусству, поступившие из Государственного Эрмитажа, учебники и учебные пособия по дизайну, скульптуре, реставрации, рисунку, живописи, графики.

Демонстрируются листы из издания «Сборники художественно-промышленных рисунков» (СПб., 1887г.), отреставрированные учащимися реставрационного отделения СПбХУ имени Н.К. Рериха.

Из редкого фонда в витринах экспонируется роскошное издание «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 года. Альбом репродукций в красках по картинам известных художников» СПб.: Издательство С.М. Прокудина-Горского и К.П. Лаурсон, 1911 года» под общей редакцией историка, знатока изобразительных искусств И.Н. Божерянова. Альбом передает полную панораму пребывания французов в России в 1812 году в картинах известных художников Г. Дау, П. Гесса, В. Верещагина, А.О.Дезарно, А. Коцебу, А. Кившенко, И. Прянишникова, А. Коссака. В 2012 году альбом был представлен на выставке в Президентской библиотеке «Славный год войны народной» к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

Ноябрь

Библиотека СПбХУ имени Рериха не только разделяет славу своего учреждения, но и способствует ее поддержанию, сохраняя, изучая и раскрывая информацию о своем поистине уникальном собрании памятников мировой книжной культуры.

Среди редких изданий библиотеки можно выделить особую категорию трудов, опубликованных при поддержке венценосных особ или посвященных членам императорской династии Романовых. С целью ознакомления учащихся с книжными раритетами к 400-летию Дома Романовых была представлена электронная презентация «Книжные редкости: Посвящение Романовым. Издания из собрания библиотеки СПбХУ имени Н.К. Рериха», которая была также показана в Санкт-Петербургском Государственном Музее-институте семьи Рерихов в рамках культурологического семинара Петербургского Рериховского сборника 15 ноября 2013 года.

Декабрь

Выставка «Венеция. Волшебное отражение» объединила издания по итальянскому искусству крупнейших российских и зарубежных издательств, представляющих наследие венецианской живописи ХV-XX веков.

Выставка «В ожидании зимы» продемонстрировала поэтичность зимних пейзажей, отраженных в живописи, рисунках, акварели, печатной графики русских художников из собрания альбомов Государственного Русского музея.

Январь

К 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в библиотеке была представлена литературно-музыкальная композиция «Гремит салют над Ленинградом» и организована выставка, на которой демонстрировались книги и документы из фонда библиотеки, а также фотографии и воспоминания старейших педагогов училища.

Военная тема – одна из самых главных в его творчестве заслуженного деятеля искусств России, скульптора, жителя блокадного Ленинграда Виктора Сергеевича Новикова. Свои детские воспоминания Виктор Сергеевич запечатлел в рисунках и рассказах, собранных в книгу «Блокада снится мне ночами», изданной в Санкт- Петербурге в 2009 году. Виктор Сергеевич один из авторов памятника юным героям обороны Ленинграда и многих других скульптурных проектов, посвященных героизму нашего народа в Великой Отечественной войне.

В 1943-1945 годах в рядах Красной Армии служила санитаром Галина Сергеевна Покшишевская (1925-2013).Ее бесценные воспоминания и рисунки, подаренные библиотеке, передают страшную атмосферу блокадного города и учат истинному мужеству. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза дизайнеров, талантливый преподаватель отделения дизайна, Г.С. Покшишевская продолжала работать в СПбХУ имени Рериха до последних дней своей жизни

Февраль

К 95-летию со дня рождения российского советского живописца, графика, монументалиста, педагога, народного художника СССР, академика Академии художеств СССР, профессора Андрея Андрееевича Мыльникова (1919-2012) в читальном зале библиотеки подготовлена масштабная книжная выставка. На ней демонстрируются альбомы с репродукциями картин А.А. Мыльникова и его коллег по художественному цеху Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) и Виктора Михайловича Орешникова (1904-1987)

К Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, который согласно Федеральному закону № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», начиная с 2011 года отмечается 15 февраля, приурочена выставка «Испытания военных лет», на которой одновременно с исторической литературой, раскрывающей историю воинской славы, представлены уникальные фотографии педагога дизайнера В.И. Ховрашова, сделанные в день торжественного открытия в поселке Сертолово Всеволожского района Ленинградской области памятника воинам-интернационалистам, героическим защитникам Родины, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах. Авторы памятника педагоги СПбХУ имени Н.К. Рериха В.С. Новиков – заслуженный деятель искусств России, скульптор, житель блокадного Ленинграда и петербургский скульптор, лауреат премии Ленинского комсомола А.О.Поляков. На гранитных скалах монумента установлены фигуры двух солдат, один из которых поддерживает раненного товарища и высечены слова А.В. Суворова «Жизнь – Отечеству, Честь – никому!».

Март

Портрет относится к одному из самых сложных и прекрасных жанров изобразительного искусства. Как отмечали современники, ХIХ век был поистине «портретным» веком. На выставке «Портрет в изобразительном искусстве» представлены альбомы с прекрасными реалистическими портретами выдающихся российских ученых, писателей, поэтов, деятелей искусства этого исторического периода. Выставка помогает представить индивидуальные художественные приемы письма признанных мастеров портретного жанра Н.Н.Ге, И.Н. Крамского, К.А. Коровина, В.И. Сурикова, И.Е.Репина, К.Е. Маковского.

Апрель

Лирическая красота российских пейзажей демонстрируется на книжной выставке «Пейзаж: городской, сельский, архитектурный», подготовленной в помощь студенческому художественному конкурсу. Выставка дает возможность познакомиться с творческими методами работы над пейзажем выдающихся художников-пейзажистов и воспользоваться учебно-методическими пособиями, раскрывающими секреты написания живописной картины на пленэре.

Май

Основной лейтмотив экспозиции «Страницы памяти. 1941-1945» посвящен героической Победе нашего народа в Великой Отечественной войне и является данью памяти героям, отстоявшим Родину от фашистских захватчиков. Иллюстрированные альбомы и календари, мемуарная литература, газетные вырезки и фотографический материал дают представление об изобразительной и художественной летописи военного времени. Ценнейшие биографические данные о художниках-фронтовиках содержатся в альбоме Государственного Русского музея «Путь к Победе. Произведения из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций, созданные в годы Великой Отечественной войны». (СПб.: PalaceEditions, 2000). В частности, в альбоме воспроизводятся рисунки военного периода и приводятся сведения о Павле Ивановиче Басманове (1906-1993), графике, рисовальщике, акварелисте, иллюстраторе. Басманов П.И. учился в Петроградском художественно-промышленном техникуме (бывшая Рисовальная Школа Общества поощрения художеств) в 1922-1927 годы. В 1941 году Павел Иванович ушел добровольцем на фронт, служил в разведке, потом при штабе дивизии и закончил войну в Берлине. Он создал серию рисунков о жизни деревни в годы войны.

Выставка «Страницы памяти. 1941-1945» сопровождается списком рекомендованной литературы

Если мы мыслим о Культуре, это уже значит, мы мыслим и о Красоте,

и о книге, как о создании прекрасном…

Н.К. Рерих

ВЫСТАВКИ

Новые поступления по русскому и зарубежному искусству, поступившие в библиотеку в июле-декабре 2023 года.

Новые поступления по русскому и зарубежному искусству, поступившие в библиотеку в январе-июне 2023 года.

Архив Библиотеки

Памятные даты

 

История библиотеки

Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха  является преемником и продолжателем традиций «Рисовальной школы для вольноприходящих», основанной по инициативе действительного статского советника Корнилия Христиановича  Рейссига  и при поддержке министра финансов графа Егора  Францевича  Канкрина для подготовки мастеров художественной промышленности. В 1839 году Николай I подписал «Положение» об учреждении Школы и ее штатах. 

Книжное ядро библиотеки, которая изначально формировалась как учебное подразделение, составляют русские и зарубежные альбомы и учебные пособия по архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, живописи,  рисунку, графике и орнаменту.

В фонде библиотеки находятся редкие издания Рисовальной  школы для вольноприходящих, издания Императорского Общества поощрения художеств, книги из личных коллекций членов ИОПХ, литографированные лекции педагогов Школы.

В библиотеке Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств работали не просто интеллектуалы и эрудиты. Это были историки искусства, музейные работники и коллекционеры, художники, которые совмещали службу в библиотеке и преподавательскую деятельность. Их высочайший профессионализм, художественная интуиция, безупречное чувство стиля, широкие познания в различных областях культуры позволили в библиотеке создать уникальную базу книг по разнообразным отраслям  художественных знаний.

С разрешения министра финансов Е.Ф.Канкрина директором Школы К.Х. Рейссигом были опубликованы первые учебные пособия «Об изучении искусства рисования и применении оного к ремеслам для учителей и учеников Рисовальной школы для вольноприходящих в Санкт-Петербурге» (1840), «Чертежи для употребления в чертежных классах Рисовальной школы для вольноприходящих и Воскресных рисовальных школах с таблицами и пояснительными текстами» (1843), «Пять ордеров колонн по системе древних и новейших строителей» (1845).

В предисловии К.Х.Рейссиг отмечал «их предназначение не для продажи, а для преподавания в Рисовальных классах ремесленникам и выдачи в награду отличившимся ученикам».

Книжный фонд  наряду с учебной и методической литературой пополнялся ценнейшими «подносными экземплярами» книг, на которых сохранились наклейки «Санкт-Петербургской Рисовальной школы для вольноприходящих».

Среди них альбом «Musee de Tzarskoe Selo ou collection d`armes de sa Majeste l`Empereur de toutes les Russies» - первое литографированное издание в России, дающее представление об уникальной коллекции художественного оружия Царскосельского арсенала. Успех обеспечивался прекрасными рисунками, выполненными миниатюристом А.П.Рокштулем. Увраж представляет огромную историко-культурную, научную, художественную ценность.

Альбом «Musee de Tzarsroe Selo…» так же, как и другой роскошный труд «Древности Российского государства», изданный по Высочайшему повелению государя императора Николая I», попали в разряд редких изданий, которые  преподносились в дар от имени правительства.  В «Древности Российского государства» вошло около 700 рисунков и акварелей художника Ф.Г.Солнцева, воспроизводящих основные исторические памятники Московского Кремля и сокровищ Оружейной палаты. Это уникальное издание содержит живописную летопись Древней Руси и является библиографической редкостью.

С 1857 года Рисовальная школа перешла под опеку ОПХ, которое стало курировать ее работу, внедрив общеевропейскую систему подготовки художественных кадров для промышленных предприятий.

В период деятельности секретаря Общества, известного литератора и общественного деятеля, Дмитрия Васильевича Григоровича (1822-1899) и библиотекаря Владимира Георгиевича Бока (1822-1899), впоследствии хранителя Отдела Средних веков и Возрождения Эрмитажа, создателя коптской коллекции христианского Египта, фонд библиотеки был значительно пополнен русскими и зарубежными изданиями. С целью ознакомления с организацией специального образования в Европе Григорович и Бок были командированы в Австрию, Германию, Францию, откуда привезли учебно-вспомогательные,  художественные пособия и редкие альбомы по искусству.

Благодаря перечню книг, включенных в «Опись предметов, приобретенных художественно-промышленным музеем, учрежденным высочайше ОПХ», опубликованных Д.В.Григоровичем в 1871-1877 гг., можно представить характер читательской аудитории Рисовальной школы.

В «Положении» об организации библиотеки был четко сформулирован принцип ее деятельности. Все издания заносились в особую шнурованную книгу с описанием их полных названий и указанием источника поступления, если издание было приобретено на суммы Общества или пожертвовано частным лицом. Печатный указатель библиотеки содержал отметки на русском языке с кратким описанием содержания книги, рисунков и изображений, сгруппированных по характеру стилей. Папки с рисунками распределялись по отраслям и хранились в специальных ящиках с обозначением предметных и географических рубрик. В читальном зале библиотеки находились столы для занятий. Бумагу, карандаши и краски приносили сами читатели, но в редких случаях, когда из-за финансовых затруднений посетители не могли их приобрести, художественные принадлежности на временное пользование выдавались библиотекарем. Книги, рисунки выносить из помещения библиотеки не разрешалось.

Активная издательская деятельность Общества способствовала функциональному расширению библиотеки. К 1870 году интерес к древнерусскому и народному искусству приобретает новый формат. Стали выходить исследования о древнерусском зодчестве, иконописи, декоративно-прикладном искусстве, были заложены основы научной реставрации и археологии. В этот процесс активно включилось ОПХ.

Среди фундаментальных трудов, изданных обществом,  исключительное место заняла книга  Владимира Васильевича Стасова «Русский народный орнамент» (1872г.).

В 2022году исполнится 150 лет с выхода  этого труда Стасова,  который стал одним из  примеров научного подхода в области исследования русского прикладного и текстильного искусства.  Книга В.В.Стасова «Русский народный орнамент» (1872г.), которую он называл атласом, стала основополагающей для многих специалистов в области декоративно-прикладного искусства второй половины ХIХ - начала XX веков. Аналитическое сопоставление рисунков с изданием Стасова являются основанием для предположения, что ученики Школы класса композиции под руководством И.И.Горностаева, работали над проектом альбома в качестве рисовальщиков. Лучшие работы учащихся были литографированы и включены в издание, а сохранившиеся листы собраны в папки библиотекарем и преподавателем класса композиции Василием Семеновичем Степановым.

 В 1879 году Министерство Финансов стало выделять Рисовальной школе  2250 рублей на изготовление художественно-промышленных рисунков  по различным отраслям производства для рассылки Департаментом Торговли в различные мануфактурные центры России. Увеличилось количество частных заказов от предпринимателей на изготовление рисунков.  К 1885 году в библиотеке  насчитывалось свыше  тысяч  листов  с изображениями копий  лучших оригиналов, премированных на ежегодных конкурсах Общества, и экспонатов художественно-промышленного музея. В 1885 году Министерство Финансов по распоряжению Императора  выделило 5000 рублей на издание «Сборника художественно-промышленных рисунков», каждый выпуск которого содержал 10 листов, которые можно было приобрести в розничной продаже. Издание было напечатано в типографии  М.М. Стасюлевича и некоторые листы представляли собой первый в России опыт печатания фотолитографий красками. Издание можно было приобрести в редакции сборника и во всех книжных магазинах.

Многие книги имели дарственные надписи, наклейки, экслибрисы членов ИОПХ. Среди них книги из частных коллекций П.П.Гнедича, Д.В.Григоровича, В.Г.Бока, М.Я.Виллие, Е.Е.Рейтерна, А.В.Вышеславцева, И.И. Толстого, Н.П.Кондакова, С.Н.Митусова, Н.П.Собко, М.П.Боткина и др. В правилах пользования библиотекой за 1882 год посетителям вменялось в обязанность писать карандашом на карточках установленной формы требования на получение книг и эстампов и получать особое разрешение на калькирование мягким карандашом с печатных изданий фотографий, наклеенных на картон. В виде исключения с редких изданий можно было делать копии  при помощи целлулоидового прозрачного листа. За испорченные книги и гравюры взималась цена, обозначенная в инвентаре библиотеки. Во время работы необходимо было соблюдать тишину, разговоры не допускались.                 

С 1884 года пост секретаря ИОПХ стал занимать Николай Петрович Собко (1851-1906), чей вклад в развитие библиотечной, издательской, редакционной деятельности огромен. Более 50 работ по истории искусства и деятельности ИОПХ было подготовлено и издано Н.П. Собко. С 1898-1902 гг. под  его редакцией стал  выходить журнал ИОПХ «Искусство и художественная промышленность», первый номер которого был отмечен высокими наградами за качество печати (Печатня Р. Голике).

В 1889 году библиотека пополнилась фотографическими снимками с древностей Новгорода и Пскова, акварелями и рисунками Туркестанских древностей, выполненными ученицами Рисовальной школы. В 1891 году библиотека приобрела альбомы снимков русских древностей, выполненные фотографом Императорской Академии Художеств И.Ф. Барщевским.

В ежегодном отчете ИОПХ за 1896 год даны о библиотеке следующие сведения: «Библиотека состоит из более 2000 томов разных сочинений по всем отраслям изящных искусств   для господ преподавателей и учеников. И всякое частное лицо с разрешения господина директора школы пользуется теми разнообразными материалами, которые в ней собраны». Статистические данные позволяют проследить динамику роста читательской аудитории: в 1876 году – 676 человек, в 1909 году – 1534, а к 1915, по воспоминаниям Н.К. Рериха – 2,5 тысячи учащихся и 80 преподавателей.

В 1901 году на заседании Комитета ИОПХ  была утверждена программа нового ежемесячного  издания «Художественные Сокровища России» под редакцией А.Н.Бенуа.

В этом же году широко освещался выход в свет первого номера нового сборника «Образцы декоративного и прикладного искусства из Императорских дворцов, церквей и коллекций в России. Хромолитографии с акварелей, исполненных с натуры учениками Рисовальной школы ИОПХ под руководством директора академика Е.А. Сабанеева и с акварелей академика М.Я.Виллiе». Сборник издался с Высочайшего соизволения Министерством Финансов. Таблицы исполнены в Экспедиции Заготовления Государственных бумаг (fac simile с акварелей) с той тщательностью и мастерством, которые вообще присущи всем художественным работам Экспедиции. Каждый предмет воспроизводился в красках и в крупном размере.  Издание состояло из 50 рисунков, наклеенных на картон формата 38см x 55см, на оборотной стороне которого был приклеен ярлык с обозначением сведений о происхождении образца, его стиле, времени исполнения и пр.

Большой опыт издательской деятельности имел Михаил Петрович Боткин (1839-1914), возглавлявший художественно-промышленный музей и библиотеку ИОПХ. За свой счет он печатал каталоги художественных выставок Общества. За издание «Собрания М.П.Боткина» (СПб. 1911), отражение своей грандиозной частной коллекции, Михаил Петрович был удостоен звания Почетного члена Академии Художеств. С дарственной надписью он преподнес альбом в дар библиотеке ИОПХ.

В 1904 году Боткин подготовил и опубликовал  «Каталог музея Императорского   Общества поощрения   художеств»  с  описанием   около  7000   экспонатов.  

Библиотека выписывала популярные иллюстрированные периодические издания по искусству  «Вестник изящных искусств» (1883-1888), «Мир искусства» (1898-1904), «Аполлон» (1913-1917), «Ежегодник Императорских театров» (1892-1915), «Зодчий» (1902-1914), «Старые годы» (1907-1914) и другие отечественные и зарубежные журналы.  

Важный этап в истории Рисовальной школы представляет  рериховский период. Николай Константинович Рерих (1874-1947) пришел на службу в ИОПХ в 1898 году и являлся его активным деятелем в течение 20 лет до 1918 года. Пост директора  РШ ИОПХ Рерих занял  в начале 1906 года после ухода в отставку Е.А.Сабанеева.

При  поддержке Педагогического коллектива Н.К. Рерих развернул обширную издательскую деятельность.  В 1908-1910 году Комитет ИОПХ принял решение о выпуске «Сборника работ учащихся школы ИОПХ». С этой целью была создана комиссия в составе директора  Н.К. Рериха и преподавателей И.Я.Билибина, В.А.Щуко, Н.Н.Герардова, Н.С.Самокиша, А.А.Рылова и А.Ф.Белого. Министерство финансов на новое издание выделило субсидию в 5000 рублей, освободившуюся от ликвидации журнала «Художественные Сокровища России». 

В этот период в библиотеке работал выпускник Рисовальной школы ИОПХ художник Владимир Семенович Степанов, принимавший активное участие в конкурсах Императорских фарфорового и стеклянного заводов. В должности библиотекаря он прослужил 35 лет, совмещая работу с педагогической деятельностью по классу композиции.

В 1909-1911 году в библиотеку поступили труды А.А.Боголюбова, Н.В.Покровского, Н.К.Рериха, книги по искусству издательства Н.И.Бутковской. 

В библиотеке был сформирован обширный обменный фонд, включающий в себя книжные дублеты, велся строгий учет новых поступлений.     

История библиотеки рериховского периода также связана с именами выдающихся деятелей русской культуры: искусствоведов П.П.Гнедича, П.С.Яремича, известного педагога Анны Александровны Врубель, сестры знаменитого художника Михаила Врубеля.

К 75-летию Рисовальной школы ИОПХ художником Николаем Емельяновичем Макаренко была подготовлена и выпущена книга «Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839-1914» (Петроград,1914), объединившая в себе многочисленный фактографический материал о многолетней деятельности Школы с перечнем педагогического и руководящего состава.

Согласно архивным данным библиотека просуществовала до 1925 года, пока школа, получившая после октябрьской революции 1917 года статус Художественно-промышленного  техникума, находилась в прежнем помещении на Большой Морской улице, 38. С переездом на Литейный двор Академии художеств, сведения о библиотеке теряются. Скупые архивные документы за 1925-1926 годы свидетельствуют о существовании библиотеки специального назначения, в которой хранилась художественно-промышленная литература, насчитывавшая 1473 тома.  

Возрождение уникальной книжной коллекции началось в 1934 году с  приходом Яна Константиновича Шабловского (1893-1965), вернувшего к жизни наследие некогда знаменитой школы – Художественно-педагогического техникума, по адресу Таврическая улица, 35,  более известному в кругах интеллигенции как «Башня Всеволода Иванова».  В Центральном государственном архиве литературы и искусства  сохранились данные за 1939 год о фондах библиотеки, который насчитывал 6136 единиц хранения, из них 3335 –художественная литература, 1019 – педагогическая и методическая литература, 1782 – учебники, общей стоимостью 27618 рублей. Уже  в 1940 году книжный фонд возрос до 7304 единиц. А в 1946 году,  пережившая годы войны и блокады, библиотека  оценивалась в 40068 рублей 35 копеек. Сухие статистические цифры… За ними стоит любовь к своему делу, духовность, подвижничество,   честность людей,  которые  в годы лихолетья  и разрухи смогли сохранить уникальный книжный фонд. Среди них: директор Ян Константинович Шабловский,   заведующая библиотекой с 1943 по 1950 годы Вера Николаевна Елина,  библиотекари Шабанова Людмила Николаевна  (1944 г.),  Комарова Валентина Алексеевна (1953 г.).

Сегодня библиотека активно включена в образовательный процесс училища и использует многофункциональные формы информационной деятельности, электронные ресурсы и активно сотрудничает с крупнейшими музеями Санкт-Петербурга.

Библиотека приобретает учебную литературу, периодические издания, каталоги художественных выставок, альбомы по всем образовательным сферам искусства, которые включаются в электронный каталог системы ИРБИС и демонстрируются в читальном зале. Практикуется форма открытого доступа к витринам с тематическими  выставками, организованными в помощь проводимым творческим конкурсам, предоставляется возможность самостоятельного выбора  учебной, методической и художественной литературы. Неизменным успехом пользуются альбомы и учебные пособия по академическому рисунку, живописи, дизайну. Среди современной петербургской палитры художников представлены альбомы педагогов школы С.Д.Иванова, Б.В.Лесова, М.И. Шувалова, М.Б.Борисовой, издания с иллюстрациями Н.И.Андреева, мемуары скульптора В.С.Новикова, методическое пособие по анатомии Н.П. Морозовой, рисунки дизайнера Г.С. Покшишевской...

Многолетняя история Санкт-Петербургской Рисовальной школы отражена в издании «Художественное училище имени Николая Рериха. Страницы истории» автор-составитель Э.М. Романовская (СПб.,2001), опубликованном в серии «Библиотека всемирного клуба петербуржцев» и в двухтомном научном исследовании Е.А. Боровской «Санкт-Петербургская Рисовальная школа для вольноприходящих. История создания. Годы становления» и «Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств. К вершинам профессиональной зрелости» (СПб., 2014).

Одна из основных задач библиотеки связана с проблемой сохранения и использования  культурного наследия в системе информационно-образовательной программы учебного заведения.

Тесные контакты библиотека поддерживает с реставрационным отделением училища, которое активно помогает в реставрации  книжной графики.

Библиотека не только разделяет славу своего учреждения, но и способствует ее поддержанию, сохраняя, изучая и раскрывая информацию о своем поистине уникальном книжном собрании.

В воспитании бережного отношения к книжному наследию Школы, в обеспечении учебной программы и приобщении к культуре чтения молодых художников, дизайнеров, скульпторов, реставраторов библиотека видит свою миссию в ХХI веке.

 

 План выставочной деятельности на 2015/2016 учебный год

 

 Выставка  летних  творческих работ
(группы С-21, Р – 21, Д-30, ДГ-33)
преподаватели  Даруев С.К.,  Даруев Р.С.,  Поляков А.О., Блинкова А.В.,  Разинков Ю.Ф.,  Милованова Л.Г., Алтунашвили И.В.,  Фульман С.Э.,  Жирмунская А.В.

октябрь

Выставка летних творческих работ (группы ДО- 31, Д-20, ДО-31)
преподаватели Шувалов М.И., Старец М.М., Малиновский А.А.

 октябрь-ноябрь

Выставки летних творческих работ (группы П-21, ДГ – 21, ДГ-32)
преподаватели  Пономарёв А.Н., Бородина Е.С., Андреев Н.И.

 ноябрь-декабрь

Выставка лучших академических работ по рисунку за первый семестр 2015 года

 январь-февраль

Выставка лучших академических работ по живописи за 1 семестр 2015 года

 февраль

Персональные, групповые выставки по заявкам от отделений, групп, преподавателей

 в течение года

 Выставка лучших академических работ за 1 семестр 2015 года ( станковая композиция, скульптурная композиция, дизайн)

 март

В Год литературы – творческий конкурс.
Выставка эскизов на литературную тему

 апрель-май

 ФОТОВЫСТАВКИ  2015- 2016

 

Фотовыставка Алекберовой Лалы (гр. ДО- 21) преподаватель  Колбасов И.Н.

 октябрь

 Фотовыставка  Борисовой  Т., Крутовой Т. (гр. ДГ-22)преподаватель  Колбасов И.Н.

 ноябрь

Фотовыставка  Урванцева Артёма (гр. С- 41) преподаватель Колбасов И.Н.

 февраль

Фотовыставка  Филоновой Дарьи (гр. ДО-31) преподаватель Колбасов И.Н.

 март

 Фотовыставка « Из жизни училища» преподаватель Колбасов И.Н.

 март

Выставки скульптурного отделения

 

«Лето – 2015» - выставка работ  искусствоведческой практики

 сентябрь

Методические выставки:
«Скульптура  и материал»
«Выставка работ выпускников 2015 года»    

 ноябрь

Выставка набросков, рисунков  учащихся    

 январь

 Выставка «Скульптура в материале»

 февраль

 Выставка академического рисунка скульптурного отделения

 март

Персональные выставки студентов скульптурного отделения    

 апрель

 Выставка набросков,  рисунков учащихся скульптурного отделения

 май

 

План выставочной деятельности на 2014/2015 учебный год

 

 

 

 Персональная выставка студентов 5 курса живописного отделения             Черняевой Т. и Шапкиной К. Преподаватель Лесов Б.В.

 октябрь

 Выставка летних самостоятельных работ студентов 4 курса живописного отделения. Преподаватель Агабекова В.А.

 октябрь

 Выставка летних самостоятельных работ студентов 5 курса живописного отделения. Преподаватель Лесов Б.В.

октябрь-ноябрь

 Выставка работ преподавателей училища к 175-летию со дня основания учебного заведения.Выставочный зал. Выставком: Лесов Б.В., Иванов С.Д., Даруев Р.С., Пазгалев А.А., Разинков Ю.Ф.

В рамках юбилейных дней:
Выставка копий на отделении реставрации (отв. Фижбин Л.В., Горшенкова О.П.)
Выставка лучших работ по рисунку (отв. Ворошилов Ш.И.)
Выставка лучших работ на отделении дизайна (отв. Пазгалев А.А.)
Выставка живописных работ студентов в залах Администрации района (отв. А.Н.Пономарев)
Выставка на отделении скульптуры (отв. Даруев Р.С.)

24 ноября

 Выставка летних самостоятельных работ студентов живописного отделения. Преподаватель Литвинов Я.В.

декабрь

Персональные, групповые выставки по заявкам от отделений, групп, преподавателей.

в течение года

 Выставка конкурсных работ,приуроченных к 100-летию Первой мировой войны.

февраль

 Выставка художника А.В. Дурандина

март

 Выставка выпускников 1987 года.

1 апреля - 15 апреля

 Персональные юбилейные выставки Б.В. Лесова, С.Д. Иванова

апрель

 Выставка творческих работ, посвященных 70-летию Великой Победы, подведение итогов творческого конкурса "Душою чувствуя войну..."

май

 Выставка художника Л.Е. Буракова

май

 

 

 

Фотовыставки 2014-2015

 

Выставка студента группы С-31Урванцева А. преподаватель Колбасов И.Н.

октябрь

Фотовыставка студентов группы ДО-21 преподаватель Колбасов И.Н.

ноябрь

Фотовыставка студентки группы Р-51 Кирсановой М. преподватель Колбасов И.Н.

декабрь

Фотовыставка студентов группы П-21 преподаватель Колбасов И.Н.

март

Фотовыставка студентки группы ДГ-23 Галустян А. преподаватель Колбасов И.Н.

апрель

Выставка, посвященная Юбилею Училища "Нам 175 лет" преподаватель Колбасов И.Н.

май

Выставки скульптурного отделения

 

Выставка летних набросков

сентябрь

Персональная выставка Зеленко Виталия

октябрь

Выставка к Юбилею училища

ноябрь

Выставка "Анималистика",наброски

январь-февраль

Портретные композиции,наброски

февраль-март

Выставка керамики

март-апреля

 

Персональные выставки, выставки набросков

апрель-май

 

 

  План выставочной деятельности на 2013/2014 учебный год

 

 Семестровые выставки лучших работ (по всем отделениям). Рекреация 2 этажа.

сентябрь

  Выставка рисунков обнаженной модели. Выставочный зал училища.   Преподаватель Литвинов   Я.В.

 октябрь

 Выставка летних самостоятельных работ. Выставочный зал училища.  Преподаватели: Литвинов Я.В., Агабекова В.А.

 октябрь-ноябрь

 Выставка летних самостоятельных работ. Выставочный зал училища. Преподаватель Пономарев А.Н.

декабрь-январь

 Персональные, групповые выставки по заявкам от отделений, групп

 в течение года

  Выставка летних самостоятельных работ (П-41). Выставочный зал училища. Преподаватель Лесов Б.В.

 март

 Конкурс на лучший пейзаж (живопись, рисунок).   Выставка конкурсных работ. Преподаватели: Пономарев А.Н., Лесов Б.В.

 май

 Всероссийский фестиваль молодых дарований в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.    Красноярск.

 октябрь 2013

  Первый региональный конкурс академического рисунка и живописи.      Заведующие циклами: Пономарев А.Н., Лесов Б.В.                                                Вятское художественное училище им. А.А. Рылова.

 

 Конкурс к Юбилею Училища на лучший фирменный стиль училища.            Заведующий отделением "Дизайн" Пазгалев А.А.

 май 2014

 Фотовыставки 2013-2014

 

 

 

Выставка учащихся. Тема "Портрет". Рекреация 3 этажа.                       Преподаватель Колбасов И.Н.

      октябрь

Персональная выставка учащегося группы ДГ-41 Беляева Ивана

ноябрь

 Выставка учащихся всех отделений. Тема "Пейзаж"

декабрь 

 Персональная выставка учащейся группы Р-41 Тищенко Елены

                 февраль

 Выставка учащихся всех отделений. Тема "Натюрморт"            

март     

 Выставка посвященная Юбилею Училища "Современная жизнь училища"

май 2013 - октябрь 2014    

 Выставки скульптурного отделения

    

 Выставка рисунка группы С-41 преподаватель Малиновский А.А.

сентябрь-октябрь    

 Выставка рисунка группы С-21 рекреация скульптурного отделения

сентябрь-октябрь

 Выставка "Скульптурные композиции", "Рисунок" рекреация скульптурного отделения

ноябрь-декабрь



                                   

План выставочной деятельности на 2012/2013 учебный год

 

 

 

 Выставка работ преподавателя Жирмунской А.В. живопись (Выставочный зал училища)

сентябрь

  Ретроспективная выставка скульптурных работ. Малый диплом. 

17.02.2012-08.03.2012

 Выставка студенческих работ отделения "Дизайн"

20.03.2012-20.04.2012

 Выставка "Наброски" (персональная выставка студента Ануфриева В.) Преподаватели: Милованова Л.Г., Поляков О.А.

сентябрь

  Выставка студенческих работ летней практики.                                             Преподаватель Милованова Л.Г.

октябрь

 Выставка студентки Шиловой Ю. Преподаватель Разинков Ю.Ф.

октябрь

 Выставка дипломных работ студентов

в течение года

Выставка летних работ студентов

октябрь

 Выставка самостоятельных работ студенток живописного отделения "Хакасия"    Орловой Д, Вербовской С.

ноябрь

 

  Выствка "Лето 1 курса (наброски, зарисовки, скульптура)" Преподаватели: Даруев С.К., Ворошилов Ш.И.

ноябрь

 Персональная выставка преподавателя Мищенко Н.Ф. (Выставочный зал училища)

 январь

Выставка работ учащихся (рисунок, живопись) по отделениям (Реставрация", "Дизайн", "Живопись", "Скульптура"

февраль

 Выставка конкурсных работ "Портрет" "Музы Петербурга"

апрель

 Выставка самостоятельных работ учащихся живописно-педагогического отделения (1 курс)

 май