Если мы мыслим о Культуре, это уже значит, мы мыслим и о Красоте,

и о книге, как о создании прекрасном…

Н.К. Рерих

ВЫСТАВКИ

Новые поступления по русскому и зарубежному искусству, поступившие в библиотеку в июле-декабре 2023 года.

Новые поступления по русскому и зарубежному искусству, поступившие в библиотеку в январе-июне 2023 года.

Архив Библиотеки

 

История библиотеки

Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха  является преемником и продолжателем традиций «Рисовальной школы для вольноприходящих», основанной по инициативе действительного статского советника Корнилия Христиановича  Рейссига  и при поддержке министра финансов графа Егора  Францевича  Канкрина для подготовки мастеров художественной промышленности. В 1839 году Николай I подписал «Положение» об учреждении Школы и ее штатах. 

Книжное ядро библиотеки, которая изначально формировалась как учебное подразделение, составляют русские и зарубежные альбомы и учебные пособия по архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, живописи,  рисунку, графике и орнаменту.

В фонде библиотеки находятся редкие издания Рисовальной  школы для вольноприходящих, издания Императорского Общества поощрения художеств, книги из личных коллекций членов ИОПХ, литографированные лекции педагогов Школы.

В библиотеке Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств работали не просто интеллектуалы и эрудиты. Это были историки искусства, музейные работники и коллекционеры, художники, которые совмещали службу в библиотеке и преподавательскую деятельность. Их высочайший профессионализм, художественная интуиция, безупречное чувство стиля, широкие познания в различных областях культуры позволили в библиотеке создать уникальную базу книг по разнообразным отраслям  художественных знаний.

С разрешения министра финансов Е.Ф.Канкрина директором Школы К.Х. Рейссигом были опубликованы первые учебные пособия «Об изучении искусства рисования и применении оного к ремеслам для учителей и учеников Рисовальной школы для вольноприходящих в Санкт-Петербурге» (1840), «Чертежи для употребления в чертежных классах Рисовальной школы для вольноприходящих и Воскресных рисовальных школах с таблицами и пояснительными текстами» (1843), «Пять ордеров колонн по системе древних и новейших строителей» (1845).

В предисловии К.Х.Рейссиг отмечал «их предназначение не для продажи, а для преподавания в Рисовальных классах ремесленникам и выдачи в награду отличившимся ученикам».

Книжный фонд  наряду с учебной и методической литературой пополнялся ценнейшими «подносными экземплярами» книг, на которых сохранились наклейки «Санкт-Петербургской Рисовальной школы для вольноприходящих».

Среди них альбом «Musee de Tzarskoe Selo ou collection d`armes de sa Majeste l`Empereur de toutes les Russies» - первое литографированное издание в России, дающее представление об уникальной коллекции художественного оружия Царскосельского арсенала. Успех обеспечивался прекрасными рисунками, выполненными миниатюристом А.П.Рокштулем. Увраж представляет огромную историко-культурную, научную, художественную ценность.

Альбом «Musee de Tzarsroe Selo…» так же, как и другой роскошный труд «Древности Российского государства», изданный по Высочайшему повелению государя императора Николая I», попали в разряд редких изданий, которые  преподносились в дар от имени правительства.  В «Древности Российского государства» вошло около 700 рисунков и акварелей художника Ф.Г.Солнцева, воспроизводящих основные исторические памятники Московского Кремля и сокровищ Оружейной палаты. Это уникальное издание содержит живописную летопись Древней Руси и является библиографической редкостью.

С 1857 года Рисовальная школа перешла под опеку ОПХ, которое стало курировать ее работу, внедрив общеевропейскую систему подготовки художественных кадров для промышленных предприятий.

В период деятельности секретаря Общества, известного литератора и общественного деятеля, Дмитрия Васильевича Григоровича (1822-1899) и библиотекаря Владимира Георгиевича Бока (1822-1899), впоследствии хранителя Отдела Средних веков и Возрождения Эрмитажа, создателя коптской коллекции христианского Египта, фонд библиотеки был значительно пополнен русскими и зарубежными изданиями. С целью ознакомления с организацией специального образования в Европе Григорович и Бок были командированы в Австрию, Германию, Францию, откуда привезли учебно-вспомогательные,  художественные пособия и редкие альбомы по искусству.

Благодаря перечню книг, включенных в «Опись предметов, приобретенных художественно-промышленным музеем, учрежденным высочайше ОПХ», опубликованных Д.В.Григоровичем в 1871-1877 гг., можно представить характер читательской аудитории Рисовальной школы.

В «Положении» об организации библиотеки был четко сформулирован принцип ее деятельности. Все издания заносились в особую шнурованную книгу с описанием их полных названий и указанием источника поступления, если издание было приобретено на суммы Общества или пожертвовано частным лицом. Печатный указатель библиотеки содержал отметки на русском языке с кратким описанием содержания книги, рисунков и изображений, сгруппированных по характеру стилей. Папки с рисунками распределялись по отраслям и хранились в специальных ящиках с обозначением предметных и географических рубрик. В читальном зале библиотеки находились столы для занятий. Бумагу, карандаши и краски приносили сами читатели, но в редких случаях, когда из-за финансовых затруднений посетители не могли их приобрести, художественные принадлежности на временное пользование выдавались библиотекарем. Книги, рисунки выносить из помещения библиотеки не разрешалось.

Активная издательская деятельность Общества способствовала функциональному расширению библиотеки. К 1870 году интерес к древнерусскому и народному искусству приобретает новый формат. Стали выходить исследования о древнерусском зодчестве, иконописи, декоративно-прикладном искусстве, были заложены основы научной реставрации и археологии. В этот процесс активно включилось ОПХ.

Среди фундаментальных трудов, изданных обществом,  исключительное место заняла книга  Владимира Васильевича Стасова «Русский народный орнамент» (1872г.).

В 2022году исполнится 150 лет с выхода  этого труда Стасова,  который стал одним из  примеров научного подхода в области исследования русского прикладного и текстильного искусства.  Книга В.В.Стасова «Русский народный орнамент» (1872г.), которую он называл атласом, стала основополагающей для многих специалистов в области декоративно-прикладного искусства второй половины ХIХ - начала XX веков. Аналитическое сопоставление рисунков с изданием Стасова являются основанием для предположения, что ученики Школы класса композиции под руководством И.И.Горностаева, работали над проектом альбома в качестве рисовальщиков. Лучшие работы учащихся были литографированы и включены в издание, а сохранившиеся листы собраны в папки библиотекарем и преподавателем класса композиции Василием Семеновичем Степановым.

 В 1879 году Министерство Финансов стало выделять Рисовальной школе  2250 рублей на изготовление художественно-промышленных рисунков  по различным отраслям производства для рассылки Департаментом Торговли в различные мануфактурные центры России. Увеличилось количество частных заказов от предпринимателей на изготовление рисунков.  К 1885 году в библиотеке  насчитывалось свыше  тысяч  листов  с изображениями копий  лучших оригиналов, премированных на ежегодных конкурсах Общества, и экспонатов художественно-промышленного музея. В 1885 году Министерство Финансов по распоряжению Императора  выделило 5000 рублей на издание «Сборника художественно-промышленных рисунков», каждый выпуск которого содержал 10 листов, которые можно было приобрести в розничной продаже. Издание было напечатано в типографии  М.М. Стасюлевича и некоторые листы представляли собой первый в России опыт печатания фотолитографий красками. Издание можно было приобрести в редакции сборника и во всех книжных магазинах.

Многие книги имели дарственные надписи, наклейки, экслибрисы членов ИОПХ. Среди них книги из частных коллекций П.П.Гнедича, Д.В.Григоровича, В.Г.Бока, М.Я.Виллие, Е.Е.Рейтерна, А.В.Вышеславцева, И.И. Толстого, Н.П.Кондакова, С.Н.Митусова, Н.П.Собко, М.П.Боткина и др. В правилах пользования библиотекой за 1882 год посетителям вменялось в обязанность писать карандашом на карточках установленной формы требования на получение книг и эстампов и получать особое разрешение на калькирование мягким карандашом с печатных изданий фотографий, наклеенных на картон. В виде исключения с редких изданий можно было делать копии  при помощи целлулоидового прозрачного листа. За испорченные книги и гравюры взималась цена, обозначенная в инвентаре библиотеки. Во время работы необходимо было соблюдать тишину, разговоры не допускались.                 

С 1884 года пост секретаря ИОПХ стал занимать Николай Петрович Собко (1851-1906), чей вклад в развитие библиотечной, издательской, редакционной деятельности огромен. Более 50 работ по истории искусства и деятельности ИОПХ было подготовлено и издано Н.П. Собко. С 1898-1902 гг. под  его редакцией стал  выходить журнал ИОПХ «Искусство и художественная промышленность», первый номер которого был отмечен высокими наградами за качество печати (Печатня Р. Голике).

В 1889 году библиотека пополнилась фотографическими снимками с древностей Новгорода и Пскова, акварелями и рисунками Туркестанских древностей, выполненными ученицами Рисовальной школы. В 1891 году библиотека приобрела альбомы снимков русских древностей, выполненные фотографом Императорской Академии Художеств И.Ф. Барщевским.

В ежегодном отчете ИОПХ за 1896 год даны о библиотеке следующие сведения: «Библиотека состоит из более 2000 томов разных сочинений по всем отраслям изящных искусств   для господ преподавателей и учеников. И всякое частное лицо с разрешения господина директора школы пользуется теми разнообразными материалами, которые в ней собраны». Статистические данные позволяют проследить динамику роста читательской аудитории: в 1876 году – 676 человек, в 1909 году – 1534, а к 1915, по воспоминаниям Н.К. Рериха – 2,5 тысячи учащихся и 80 преподавателей.

В 1901 году на заседании Комитета ИОПХ  была утверждена программа нового ежемесячного  издания «Художественные Сокровища России» под редакцией А.Н.Бенуа.

В этом же году широко освещался выход в свет первого номера нового сборника «Образцы декоративного и прикладного искусства из Императорских дворцов, церквей и коллекций в России. Хромолитографии с акварелей, исполненных с натуры учениками Рисовальной школы ИОПХ под руководством директора академика Е.А. Сабанеева и с акварелей академика М.Я.Виллiе». Сборник издался с Высочайшего соизволения Министерством Финансов. Таблицы исполнены в Экспедиции Заготовления Государственных бумаг (fac simile с акварелей) с той тщательностью и мастерством, которые вообще присущи всем художественным работам Экспедиции. Каждый предмет воспроизводился в красках и в крупном размере.  Издание состояло из 50 рисунков, наклеенных на картон формата 38см x 55см, на оборотной стороне которого был приклеен ярлык с обозначением сведений о происхождении образца, его стиле, времени исполнения и пр.

Большой опыт издательской деятельности имел Михаил Петрович Боткин (1839-1914), возглавлявший художественно-промышленный музей и библиотеку ИОПХ. За свой счет он печатал каталоги художественных выставок Общества. За издание «Собрания М.П.Боткина» (СПб. 1911), отражение своей грандиозной частной коллекции, Михаил Петрович был удостоен звания Почетного члена Академии Художеств. С дарственной надписью он преподнес альбом в дар библиотеке ИОПХ.

В 1904 году Боткин подготовил и опубликовал  «Каталог музея Императорского   Общества поощрения   художеств»  с  описанием   около  7000   экспонатов.  

Библиотека выписывала популярные иллюстрированные периодические издания по искусству  «Вестник изящных искусств» (1883-1888), «Мир искусства» (1898-1904), «Аполлон» (1913-1917), «Ежегодник Императорских театров» (1892-1915), «Зодчий» (1902-1914), «Старые годы» (1907-1914) и другие отечественные и зарубежные журналы.  

Важный этап в истории Рисовальной школы представляет  рериховский период. Николай Константинович Рерих (1874-1947) пришел на службу в ИОПХ в 1898 году и являлся его активным деятелем в течение 20 лет до 1918 года. Пост директора  РШ ИОПХ Рерих занял  в начале 1906 года после ухода в отставку Е.А.Сабанеева.

При  поддержке Педагогического коллектива Н.К. Рерих развернул обширную издательскую деятельность.  В 1908-1910 году Комитет ИОПХ принял решение о выпуске «Сборника работ учащихся школы ИОПХ». С этой целью была создана комиссия в составе директора  Н.К. Рериха и преподавателей И.Я.Билибина, В.А.Щуко, Н.Н.Герардова, Н.С.Самокиша, А.А.Рылова и А.Ф.Белого. Министерство финансов на новое издание выделило субсидию в 5000 рублей, освободившуюся от ликвидации журнала «Художественные Сокровища России». 

В этот период в библиотеке работал выпускник Рисовальной школы ИОПХ художник Владимир Семенович Степанов, принимавший активное участие в конкурсах Императорских фарфорового и стеклянного заводов. В должности библиотекаря он прослужил 35 лет, совмещая работу с педагогической деятельностью по классу композиции.

В 1909-1911 году в библиотеку поступили труды А.А.Боголюбова, Н.В.Покровского, Н.К.Рериха, книги по искусству издательства Н.И.Бутковской. 

В библиотеке был сформирован обширный обменный фонд, включающий в себя книжные дублеты, велся строгий учет новых поступлений.     

История библиотеки рериховского периода также связана с именами выдающихся деятелей русской культуры: искусствоведов П.П.Гнедича, П.С.Яремича, известного педагога Анны Александровны Врубель, сестры знаменитого художника Михаила Врубеля.

К 75-летию Рисовальной школы ИОПХ художником Николаем Емельяновичем Макаренко была подготовлена и выпущена книга «Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839-1914» (Петроград,1914), объединившая в себе многочисленный фактографический материал о многолетней деятельности Школы с перечнем педагогического и руководящего состава.

Согласно архивным данным библиотека просуществовала до 1925 года, пока школа, получившая после октябрьской революции 1917 года статус Художественно-промышленного  техникума, находилась в прежнем помещении на Большой Морской улице, 38. С переездом на Литейный двор Академии художеств, сведения о библиотеке теряются. Скупые архивные документы за 1925-1926 годы свидетельствуют о существовании библиотеки специального назначения, в которой хранилась художественно-промышленная литература, насчитывавшая 1473 тома.  

Возрождение уникальной книжной коллекции началось в 1934 году с  приходом Яна Константиновича Шабловского (1893-1965), вернувшего к жизни наследие некогда знаменитой школы – Художественно-педагогического техникума, по адресу Таврическая улица, 35,  более известному в кругах интеллигенции как «Башня Всеволода Иванова».  В Центральном государственном архиве литературы и искусства  сохранились данные за 1939 год о фондах библиотеки, который насчитывал 6136 единиц хранения, из них 3335 –художественная литература, 1019 – педагогическая и методическая литература, 1782 – учебники, общей стоимостью 27618 рублей. Уже  в 1940 году книжный фонд возрос до 7304 единиц. А в 1946 году,  пережившая годы войны и блокады, библиотека  оценивалась в 40068 рублей 35 копеек. Сухие статистические цифры… За ними стоит любовь к своему делу, духовность, подвижничество,   честность людей,  которые  в годы лихолетья  и разрухи смогли сохранить уникальный книжный фонд. Среди них: директор Ян Константинович Шабловский,   заведующая библиотекой с 1943 по 1950 годы Вера Николаевна Елина,  библиотекари Шабанова Людмила Николаевна  (1944 г.),  Комарова Валентина Алексеевна (1953 г.).

Сегодня библиотека активно включена в образовательный процесс училища и использует многофункциональные формы информационной деятельности, электронные ресурсы и активно сотрудничает с крупнейшими музеями Санкт-Петербурга.

Библиотека приобретает учебную литературу, периодические издания, каталоги художественных выставок, альбомы по всем образовательным сферам искусства, которые включаются в электронный каталог системы ИРБИС и демонстрируются в читальном зале. Практикуется форма открытого доступа к витринам с тематическими  выставками, организованными в помощь проводимым творческим конкурсам, предоставляется возможность самостоятельного выбора  учебной, методической и художественной литературы. Неизменным успехом пользуются альбомы и учебные пособия по академическому рисунку, живописи, дизайну. Среди современной петербургской палитры художников представлены альбомы педагогов школы С.Д.Иванова, Б.В.Лесова, М.И. Шувалова, М.Б.Борисовой, издания с иллюстрациями Н.И.Андреева, мемуары скульптора В.С.Новикова, методическое пособие по анатомии Н.П. Морозовой, рисунки дизайнера Г.С. Покшишевской...

Многолетняя история Санкт-Петербургской Рисовальной школы отражена в издании «Художественное училище имени Николая Рериха. Страницы истории» автор-составитель Э.М. Романовская (СПб.,2001), опубликованном в серии «Библиотека всемирного клуба петербуржцев» и в двухтомном научном исследовании Е.А. Боровской «Санкт-Петербургская Рисовальная школа для вольноприходящих. История создания. Годы становления» и «Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств. К вершинам профессиональной зрелости» (СПб., 2014).

Одна из основных задач библиотеки связана с проблемой сохранения и использования  культурного наследия в системе информационно-образовательной программы учебного заведения.

Тесные контакты библиотека поддерживает с реставрационным отделением училища, которое активно помогает в реставрации  книжной графики.

Библиотека не только разделяет славу своего учреждения, но и способствует ее поддержанию, сохраняя, изучая и раскрывая информацию о своем поистине уникальном книжном собрании.

В воспитании бережного отношения к книжному наследию Школы, в обеспечении учебной программы и приобщении к культуре чтения молодых художников, дизайнеров, скульпторов, реставраторов библиотека видит свою миссию в ХХI веке.