Книжные выставки

Основная задача выставок - вовлечь учащихся в книжное пространство ХIХ – н. ХХI века с позиции художественного взаимодействия авторов, составителей, художников иллюстраторов, издателей, фотографов и читателей, раскрыть яркие страницы и малоизвестные факты отечественной и зарубежной книжной культуры.

      Октябрь-ноябрь

В библиотеке студентам всех отделений были показаны тематические презентации, объединенные в просветительский проект «Дни Открытой книги», разработанный в формате информационно-библиотечного представления, с целью раскрытия книжного фонда по русскому и зарубежному искусству конца ХХ - начала ХХI века. 

Студенты имели возможность познакомиться с историей создания уникальных изданий по рисунку, фотографии, книжной иллюстрации, костюму, скульптуре. В формате открытого доступа они могли увидеть рисунки учащихся Рисовальной школы и копии, сделанные ими с предметов художественно-промышленного музея ИОПХ,  а также литографированные учебные пособия педагогов Рисовальной школы и периодические издания по декоративно-прикладному искусству, опубликованные в крупнейших европейских издательствах. 

Презентации, построенные на основании отсканированных материалов из библиотечного фонда, с учетом исторической хронологии, позволяют проследить развитие книгоиздательской деятельности на протяжении более чем столетнего периода.

                               

«Памяти Мастера» посвящена книжная экспозиция в читальном зале, демонстрирующая авторские альбомы художника-живописца, преподавателя живописи, рисунка и композиции Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К.Рериха, заслуженного художника России Бориса Васильевича Лесова (1945-2017).

 В 2015 году альбомы были опубликованы к персональной выставке Мастера, проходившей в Санкт-Петербургском Союзе художников. Борис Васильевич Лесов подарил несколько экземпляров библиотеке Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К.Рериха, с которым была связана его многолетняя  педагогическая деятельность.

Дополнением к экспозиции служат каталоги и буклеты с работами учеников Бориса Васильевича Лесова, выполненные в разных жанрах и опубликованные к студенческим выставкам.

Сентябрь

На книжно-иллюстративной выставке, посвященной искусству акварели, представлены альбомы, демонстрирующие мастерство русских и зарубежных художников. Акварели флоры и фауны Сибири декабриста П.И. Борисова, лирические пейзажи А.Н.Бенуа и А.А. Богомолова, портреты и групповые композиции М.А. Зичи, Л.Ф. Лагорио, деревенские мотивы в жанровой композиции В.Е. Маковского, эскизы исторических костюмов М.О. Микешина, жанровые зарисовки В.И. Навозова и Н.Д. Прокофьева, пейзажи А.А. Редковского, батальные сцены и изображения церемоний с участием царской семьи А.И. Шарлеманя, вдохновенно выразительные акварели Дж.М.У. Тернера.

Работы в технике акварели с романтическими видами Крыма украшают поэтический сборник выдающего поэта Серебряного века Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) «Я к нагорьям держу свой путь». Феодосия: Издательский дом «Коктебель», 1998. Представленные в издании акварели находятся в собрании Дома-музея М.А. Волошина в Коктебеле. О культуре, искусстве, памятниках Крыма поэт писал: «Ни в одной стране Европы не встретишь такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму... Вдоль берега они нанизываются как строфы лирической поэмы, по северным склонам они спускаются по руслам горных речек, бегущих у подножья пещерных городов и фантастических известняков Бахчисарая». Издание дает редкую возможностьнасладиться крымской поэтической темой, объединяющей стихи за период с 1907-1926гг. и увидеть акварели автора, чьи произведения звучат как гимн красоте.

С удивительно разносторонней личностью Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), чья педагогическая деятельность была связана с Рисовальной Школой ИОПХ, знакомит книжная выставка из собрания библиотеки. Живопись, иллюстрации русских и европейских сказок, графика, история Русского Севера, фотографии, театральные работы, эскизы декорации и костюмов - трудно перечислить все разнообразные области деятельности, составляющие многогранный художественный мир великого художника. В оформлении Билибина выходили разнообразные издания от почтовой марки и открытки до рекламного плаката и афиши, от газеты и журнала до исследования по истории искусства, от школьного учебника до сборника современной поэзии, от популярной брошюры до многотомного собрания сочинений. Билибин исполнил оформление обложки издания «Школа Императорского общества поощрения художеств 1839-1914», подготовленное Н.Е. Макаренко в Петрограде в 1914 году к 75-летнему юбилею Рисовальной Школы.

2017 учебный год

Январь 

Книжная выставка «Основы иконописи»  знакомит с альбомами, представляющими  коллекции  древнерусской живописи крупнейших музеев России, среди них шедевры русской иконописи ХVI – ХIХ  веков из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника и Архангельского музея изобразительных искусств. 

В конце ХIХ – начале ХХ века, в связи с возросшим  интересом  к русской иконе, были необычайно востребованы  листы с прорисями и переводами для икон. Они нужны были для обучения, копирования, подражания. Листы существовали как в разрозненном виде, так и форме альбомов. На выставке представлено издание Василия Ивановича и Михаила Ивановича Успенских «Материалы для истории русского иконописания» (1900), которое  содержит 101 литографированную таблицу прорисей. Успенские изучали частные коллекции икон А.М. Постникова и М.В. Тюлина, по материалам которых ими были выполнены прориси. На издание указано посвящение директору Археологического института профессору Н.В. Покровскому, который занимался проблемами православной иконографии и читал лекции по этой теме в Петербургской духовной академии. 

Одним из основоположников научного метода иконографического анализа средневекового искусства Византии и Руси был Никодим  Павлович  Кондаков (1844-1925). Его монография  «Иконография Богоматери», опубликованная впервые в 1914-1915 годах в двух томах и содержащая иконографические сведения, остается одним из основных  исследований, посвященных истории иконографических типов Богоматери и является также  эпицентром книжной экспозиции.

Февраль

К 100-летию постановки легендарного спектакля «Маскарад»  на сцене Александринского театра (25.02.1917), вошедшего в историю искусства благодаря содружеству Александра Яковлевича Головина (1863–1928) и Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874-1940), на базе фонда библиотеки подготовлена книжная экспозиция, демонстрирующая этапы сценического воплощения этой знаменитой и мистической пьесы М.Я. Лермонтова.  Судьба спектакля отражала дыхание времени. На выставке представлена  рецензия, опубликованная  в журнале Аполлон (1917, №2/3), сразу после премьеры спектакля, монографии и альбомы, раскрывающие творчество величайших театральных  мастеров  ХХ века и уникальное издание "Маскарад" Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина, подготовленное к столетию со дня гибели М. Ю. Лермонтова в 1941 году составителями  М. Д. Беляевым, Е. М. Берманом, Т. Э. Грубертом, под редакцией академика живописи Е. Е. Лансере с цветными репродукциями  и тоновыми иллюстрациями эскизов А.Я. Головина из собрания Центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Издание было опубликовано в 1946 году и эта дата указана на бумажной наклейке, расположенной на переплете.

 

Март

 

С точки зрения изучения графического и живописного построения национального орнамента, в библиотеке организована  экспозиция цветных литографий из издания  «Образцы декоративного и прикладного искусства из Императорских дворцов, церквей и коллекций в России. Хромолитографии с акварелей, исполненных с натуры учениками Рисовальной школы ИОПХ под руководством директора академика Е.А. Сабанеева и с акварелей академика М.Я. Виллiе».  Работа над альбомом была завершена в 1901 году. Выход в свет этого сборника широко освещался в журнале «Искусство и художественная промышленность» - периодическом издании  Императорского общества поощрения художеств.   

Для 10 выпусков  было подготовлено  50 листов с рисунками,  наклеенными на крепкий картон размером 38х55 см  с ярлыками на которых указаны сведений о происхождении предмета, его стиле и времени исполнения. Альбом сопровождался  оглавлением, с указанием рисовальщиков и литографов, учеников школы. 

Акварели Михаил Яковлевич Виллие (1836-1910), художника, академика живописи, библиографа, который посвятил себя изучению памятников  русской старины и особенностям древнерусского орнамента, воспроизводят орнаменты ХVII века растительно-геометрического характера: комбинация розеток, ромбических  фигур, включавших в себя стилизации растительных завитков, ростков, вьющихся стеблей. Вслед за древнерусскими мастерами  Виллие выстраивает  декоративные композиции просто и ясно, воспроизводя графичность и  четкость узоров с  их ритмической связанностью и характерным немногоцветным  колоритом.  

Любопытно отметить тот факт, что Виллие увлекся изучением памятников русской старины после просмотра фотографий Борщевского. Собрание Виллие включало более 50 снимков фотографа, запечатлевшего архитектурные детали, орнаменты древнерусских церквей. Художник покинул Париж, в котором прожил десять лет и возвратился на родину, где с энтузиазмом стал изучать русскую историю, этнографию, археологию, декоративно-прикладное искусство. Своими работами он привлек внимание специалистов к исследованию древнерусского орнамента, отыскивая его в домашней утвари, древних иконах, фресках. М.Я. Виллие можно назвать первооткрывателем фресок ХVII века церкви Воскресения в Ростовском кремле, где  он  расчистил фрагменты подлинной древней живописи.      

 

Апрель

 

В читальном зале представлена экспозиция, подготовленная педагогом Вячеславом Павловичем Шкурко «Графика газетных заголовков периода перестройки 1987-1998 годов». Цель выставки показать разнообразие и оригинальность графических решений в оформлении газетных заголовков за 10 лет перестройки. Процесс демократизации общества нашел отражение в выразительных графических построениях шрифтов, в характере названий многочисленных органов периодической печати. На выставке сопоставляются композиционные графические особенности в структуре оформления названий как центральных общественно-политических и литературно-художественных изданий так и малотиражных коммерческих и рекламных газет. Выставочная экспозиция демонстрирует 64 газеты, отразившие эпоху идеологических перемен нашей страны.

 

 

Май

В читальном зале открыты несколько выставок, приуроченных  к Всероссийскому Дню библиотек, к 345-летию со дня рождения императора Петра Великого  и ко Дню основания Санкт-Петербурга. 

Среди альбомов  с популярными петербургскими видами  представлены издания, воспроизводящие работы известных русских и зарубежных художников рубежа ХVIII – ХIХ веков таких как  Ф.Я. Алексеев, М.И. Махаев и Бенжамен Патерсен, которые работали в жанре видового городского пейзажа. 

Творчество замечательного  шведского художника Бенжамена Патерсена, наследие которого включает около 100 живописных, акварельных и гравировальных работ, отличает тонкое камерное своеобразие художественной манеры повседневной жизни Петербурга. Его лирическое восприятие образа столицы Русского государства ХVIII – ХIХ столетий передается в воспроизведении прославленных архитектурных ансамблей. Бенжамен Патерсен большое значение придавал выбору места, позволяющему передать классическую уравновешенность и величие Санкт-Петербурга. Блестящий облик города в работах прославленного художника запечатлен в издании Г.Н. Комеловой, Г.А. Принцевой, И.Г. Котельниковой «Петербург в произведениях Патерсена», опубликованном в московском издательстве «Изобразительное искусство» еще в 1978 году, но в плане «образа книги»  - это издание, можно сказать, оформлено в «петербургском стиле».

 

Сентябрь 

На книжно-иллюстративной  выставке, посвященной искусству акварели, представлены альбомы, демонстрирующие  мастерство  русских и зарубежных художников. Акварели флоры и фауны Сибири декабриста П.И. Борисова, лирические пейзажи А.Н.Бенуа и А.А. Богомолова, портреты и групповые композиции М.А. Зичи, Л.Ф. Лагорио, деревенские мотивы в жанровой композиции В.Е. Маковского, эскизы исторических костюмов М.О. Микешина, жанровые зарисовки В.И. Навозова и Н.Д. Прокофьева, пейзажи А.А. Редковского, батальные сцены и изображения церемоний с участием царской семьи А.И. Шарлеманя,  вдохновенно выразительные акварели  Дж.М.У. Тернера.

Работы в технике акварели с романтическими видами Крыма украшают поэтический сборник выдающего поэта Серебряного века Максимилиана  Александровича Волошина (1877-1932) «Я  к нагорьям держу свой путь». Феодосия: Издательский дом «Коктебель», 1998. Представленные в издании акварели находятся в собрании  Дома-музея М.А. Волошина в Коктебеле.  О культуре, искусстве, памятниках Крыма поэт писал: « Ни в одной стране Европы не встретишь такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму... Вдоль берега они нанизываются как строфы лирической поэмы, по северным склонам они спускаются по руслам горных речек, бегущих у подножья пещерных городов и фантастических известняков Бахчисарая». Издание дает редкую возможность насладиться крымской поэтической темой, объединяющей стихи за период с 1907-1926гг. и увидеть  акварели автора, чьи произведения звучат как гимн красоте. 

С удивительно разносторонней личностью Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), чья педагогическая деятельность была связана с Рисовальной Школой ИОПХ,  знакомит книжная выставка из собрания библиотеки. Живопись, иллюстрации русских и европейских сказок, графика, история Русского Севера, фотографии, театральные работы, эскизы декорации и костюмов - трудно перечислить  все разнообразные области деятельности, составляющие многогранный художественный мир великого художника. В оформлении Билибина выходили разнообразные издания от почтовой марки и открытки до рекламного плаката и афиши,  от газеты и журнала до исследования по истории искусства, от школьного учебника до сборника современной поэзии, от популярной брошюры до многотомного собрания сочинений. Билибин исполнил оформление обложки издания «Школа Императорского общества поощрения художеств 1839-1914», подготовленное Н.Е. Макаренко в Петрограде в 1914 году к 75-летнему юбилею Рисовальной Школы.

 

Октябрь-ноябрь 

В библиотеке студентам всех отделений были показаны тематические презентации, объединенные в просветительский проект «Дни Открытой книги», разработанный в формате информационно-библиотечного представления, с целью раскрытия книжного фонда по русскому и зарубежному искусству конца ХХ - начала ХХI века. 

Студенты имели возможность познакомиться с историей создания уникальных изданий по рисунку, фотографии, книжной иллюстрации, костюму, скульптуре. В формате открытого доступа они могли увидеть рисунки учащихся Рисовальной школы и копии, сделанные ими с предметов художественно-промышленного музея ИОПХ,  а также литографированные учебные пособия педагогов Рисовальной школы и периодические издания по декоративно-прикладному искусству, опубликованные в крупнейших европейских издательствах. 

Презентации, построенные на основании отсканированных материалов из библиотечного фонда, с учетом исторической хронологии, позволяют проследить развитие книгоиздательской деятельности на протяжении более чем столетнего периода.

«Памяти Мастера» посвящена книжная экспозиция в читальном зале, демонстрирующая авторские альбомы художника-живописца, преподавателя живописи, рисунка и композиции Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К.Рериха, заслуженного художника России Бориса Васильевича Лесова (1945-2017).

В 2015 году альбомы были опубликованы к персональной выставке Мастера, проходившей в Санкт-Петербургском Союзе художников. Борис Васильевич Лесов подарил несколько экземпляров библиотеке Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К.Рериха, с которым была связана его многолетняя  педагогическая деятельность.

Дополнением к экспозиции служат каталоги и буклеты с работами учеников Бориса Васильевича Лесова, выполненные в разных жанрах и опубликованные к студенческим выставкам.

 

Декабрь

Цикл еженедельных презентаций и выставок в рамках проекта «Дни Открытой книги» на базе библиотечного фонда, проводимых с начала учебного года, был дополнен в декабре сообщениями для студентов и педагогов   темами, связанными с юбилейными датами деятелей истории и культуры Петербурга: «Библиотекари Рисовальной школы и ИОПХ В.Г. Бок и В.С. Степанов», «Волшебники книжной иллюстрации»,  «Поэзия и фотография», « Театральные художники Петербурга». 

2016 учебный год

Ноябрь 2016 года

            Книжная выставка, эпиграфом к которой стали слова Некрасова  «Настал иллюстрированный  в литературе век…», знакомит молодых художников с выдающимися мастерами ХIХ века в области книжной и альбомной литографии А.А.Агиным, М.Л.Неваховичем, В.Ф.Тиммом и их замечательными художественными изданиями. 

           Иллюстрация всегда была тесно связана с литературой. Основоположником российской жанровой иллюстрации был Александр Алексеевич Агин. Им были созданы серии иллюстраций к произведениям Пушкина, Лермонтова, Крылова, Тургенева. Он активно сотрудничал с Некрасовым в альманахе «Петербургский сборник».  Главной его работой стало создание иллюстраций в содружестве с гравером Евстафием Бернардским к изданию «Сто рисунков из сочинения Н.В.Гоголя «Мёртвые души», опубликованное  в 1846 году. Легендарные рисунки Агина к поэме Гоголя были исполнены в технике гравюры на дереве (ксилографии). Агин выбрал линейный рисунок для голов и рук персонажей, словно бы люди эти не имеют объема и как будто бестелесны. Издание и через 170 лет представляет неиссякаемый интерес для изучения пластического языка Агина в раскрытии характеров героев  бессмертного произведения Гоголя.    

           Вторая треть  ХIХ века была одним из блестящих периодов в развитии русской литографии, которая всецело царила в альбомной области, доминировала в эстампе, в художественной афише и нашла широкое применение в журнальной сфере, а именно в издании первого русского иллюстрированного сатирического журнала «Ералаш».  Одним из самых ярких политических средств карикатуры в ХIХ веке стал шарж. Остроумному рисовальщику, создателю эпиграмм и издателю «Ералаша» Михаилу Львовичу Неваховичу удалось с 1846 по 1849 год опубликовать 16 выпусков журнала, в котором остро поднимались социально-политические вопросы жизни общества. Карикатурные сюжеты в сочетании с литературной публицистикой осуждались цензурой и журнал был закрыт за «предосудительное направление». Несколько лет назад листы из журнала, находящиеся в фонде библиотеки, были отреставрированы студентами нашего училища.

           «Русский художественный листок» благодаря мастеру-литографу Василию Федоровичу Тимму (1820-1895) стал художественной летописью России. В предисловии к первому номеру издания Тимм определил задачу издания: «передать все, что только может быть схвачено карандашом замечательного… в рисунках, верных, не вымышленных, снятых с натуры». Современники называли Тимма рисовальщиком-виртуозом, «талантливым карандашистом».  Журнал-хроника издавался 11 лет с 1851-1862 годы. Основное содержание составляли его литографированные рисунки на актуальные темы политической и общественной жизни России, с включением уникальной портретной галереи современников. Ежегодно выходило 36 номеров большого формата, из которых каждый состоял из нескольких литографий с пояснительным текстом. Тимм привлек к участию замечательных рисовальщиков, среди которых были Г.Г.Гагарин, А.Ф.Чернышев, М.О.Микешин, Е.Н.Филиппов и виртуоз рисунка «русский художник венгерского происхождения» Михаил (Михай)  Зичи (1829-1906). На форзаце экземпляров издания, которое представлено в библиотеке, сохранились наклейки «Из библиотеки Александра Васильевича Политковского».  

          В качестве учебно-методического материала при подготовки выставки  использовалось издание Алексея Федоровича Коростина «Русская литография ХIХ века». -  М.: Искусство, 1953.

Декабрь 2016 года

 

          С целью изучению памятников древнерусской культуры представлена экспозиция «История одного издания. Литографированные памятники Москвы». 

          С 1846 по 1859 год Знатоком московских архитектурных древностей  Иваном Михайловичем Снегиревым было выпущено многотомное издание «Русская старина в памятниках церковного и гражданского   зодчества»  с литографированными рисунками архитектора А.А.Мартынова (1820-1895).  Это первое в России продолжающееся издание, специально посвященное  отображению  памятников  древнерусской архитектуры. Первый выпуск открывался очерком архитектора  Петра Сергеевича Максютина по истории отечественного зодчества. Составители включили полный список подписчиков, среди которых  значились члены венценосной семьи Романовых. Все члены царской семьи  имели свои личные библиотеки.   Николай I был подписан на 5 экз. издания. Среди подписчиков, расположенных по алфавиту, значились как организации, так и частные лица. Например, на букву Р рядом с  одесской купчихой Маргаритой Рибадо можно увидеть Первую Рисовальную школу в Москве, Рисовальную Школу в Петербурге, Ришельевский лицей в Одессе и имя архитектора Ф.Ф. Рихтера. Издание состояло из 18 томов-тетрадей.  В текстах давалось подробное описание самих памятников, и раскрывалась история их создания. Литографии старинных московских и подмосковных церквей, часовен и усадеб воссоздают неповторимую атмосферу безвозвратно утраченных памятников архитектуры. Выпуски «Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества» выдержали несколько переизданий во второй половине XIX века. В 1852 году Мартынов подарил свой труд секретарю ИОПX  Д.В.Григоровичу с дарственной надписью

2013-2014 учебный год

Сентябрь - Октябрь

В начале учебного года в библиотеке проходят занятия с первокурсниками, на которых они знакомятся с историей библиотеки и с учебной литературой по специальным дисциплинам.

В читальном зале на выставке новых поступлений представлены альбомы по искусству, поступившие из Государственного Эрмитажа, учебники и учебные пособия по дизайну, скульптуре, реставрации, рисунку, живописи, графики.

Демонстрируются листы из издания «Сборники художественно-промышленных рисунков» (СПб., 1887г.), отреставрированные учащимися реставрационного отделения СПбХУ имени Н.К. Рериха.

Из редкого фонда в витринах экспонируется роскошное издание «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 года. Альбом репродукций в красках по картинам известных художников» СПб.: Издательство С.М. Прокудина-Горского и К.П. Лаурсон, 1911 года» под общей редакцией историка, знатока изобразительных искусств И.Н. Божерянова. Альбом передает полную панораму пребывания французов в России в 1812 году в картинах известных художников Г. Дау, П. Гесса, В. Верещагина, А.О.Дезарно, А. Коцебу, А. Кившенко, И. Прянишникова, А. Коссака. В 2012 году альбом был представлен на выставке в Президентской библиотеке «Славный год войны народной» к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

Ноябрь

Библиотека СПбХУ имени Рериха не только разделяет славу своего учреждения, но и способствует ее поддержанию, сохраняя, изучая и раскрывая информацию о своем поистине уникальном собрании памятников мировой книжной культуры.

Среди редких изданий библиотеки можно выделить особую категорию трудов, опубликованных при поддержке венценосных особ или посвященных членам императорской династии Романовых. С целью ознакомления учащихся с книжными раритетами к 400-летию Дома Романовых была представлена электронная презентация «Книжные редкости: Посвящение Романовым. Издания из собрания библиотеки СПбХУ имени Н.К. Рериха», которая была также показана в Санкт-Петербургском Государственном Музее-институте семьи Рерихов в рамках культурологического семинара Петербургского Рериховского сборника 15 ноября 2013 года.

Декабрь

Выставка «Венеция. Волшебное отражение» объединила издания по итальянскому искусству крупнейших российских и зарубежных издательств, представляющих наследие венецианской живописи ХV-XX веков.

Выставка «В ожидании зимы» продемонстрировала поэтичность зимних пейзажей, отраженных в живописи, рисунках, акварели, печатной графики русских художников из собрания альбомов Государственного Русского музея.

Январь

К 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в библиотеке была представлена литературно-музыкальная композиция «Гремит салют над Ленинградом» и организована выставка, на которой демонстрировались книги и документы из фонда библиотеки, а также фотографии и воспоминания старейших педагогов училища.

Военная тема – одна из самых главных в его творчестве заслуженного деятеля искусств России, скульптора, жителя блокадного Ленинграда Виктора Сергеевича Новикова. Свои детские воспоминания Виктор Сергеевич запечатлел в рисунках и рассказах, собранных в книгу «Блокада снится мне ночами», изданной в Санкт- Петербурге в 2009 году. Виктор Сергеевич один из авторов памятника юным героям обороны Ленинграда и многих других скульптурных проектов, посвященных героизму нашего народа в Великой Отечественной войне.

В 1943-1945 годах в рядах Красной Армии служила санитаром Галина Сергеевна Покшишевская (1925-2013).Ее бесценные воспоминания и рисунки, подаренные библиотеке, передают страшную атмосферу блокадного города и учат истинному мужеству. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза дизайнеров, талантливый преподаватель отделения дизайна, Г.С. Покшишевская продолжала работать в СПбХУ имени Рериха до последних дней своей жизни

Февраль

К 95-летию со дня рождения российского советского живописца, графика, монументалиста, педагога, народного художника СССР, академика Академии художеств СССР, профессора Андрея Андрееевича Мыльникова (1919-2012) в читальном зале библиотеки подготовлена масштабная книжная выставка. На ней демонстрируются альбомы с репродукциями картин А.А. Мыльникова и его коллег по художественному цеху Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) и Виктора Михайловича Орешникова (1904-1987)

К Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, который согласно Федеральному закону № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», начиная с 2011 года отмечается 15 февраля, приурочена выставка «Испытания военных лет», на которой одновременно с исторической литературой, раскрывающей историю воинской славы, представлены уникальные фотографии педагога дизайнера В.И. Ховрашова, сделанные в день торжественного открытия в поселке Сертолово Всеволожского района Ленинградской области памятника воинам-интернационалистам, героическим защитникам Родины, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах. Авторы памятника педагоги СПбХУ имени Н.К. Рериха В.С. Новиков – заслуженный деятель искусств России, скульптор, житель блокадного Ленинграда и петербургский скульптор, лауреат премии Ленинского комсомола А.О.Поляков. На гранитных скалах монумента установлены фигуры двух солдат, один из которых поддерживает раненного товарища и высечены слова А.В. Суворова «Жизнь – Отечеству, Честь – никому!».

Март

Портрет относится к одному из самых сложных и прекрасных жанров изобразительного искусства. Как отмечали современники, ХIХ век был поистине «портретным» веком. На выставке «Портрет в изобразительном искусстве» представлены альбомы с прекрасными реалистическими портретами выдающихся российских ученых, писателей, поэтов, деятелей искусства этого исторического периода. Выставка помогает представить индивидуальные художественные приемы письма признанных мастеров портретного жанра Н.Н.Ге, И.Н. Крамского, К.А. Коровина, В.И. Сурикова, И.Е.Репина, К.Е. Маковского.

Апрель

Лирическая красота российских пейзажей демонстрируется на книжной выставке «Пейзаж: городской, сельский, архитектурный», подготовленной в помощь студенческому художественному конкурсу. Выставка дает возможность познакомиться с творческими методами работы над пейзажем выдающихся художников-пейзажистов и воспользоваться учебно-методическими пособиями, раскрывающими секреты написания живописной картины на пленэре.

Май

Основной лейтмотив экспозиции «Страницы памяти. 1941-1945» посвящен героической Победе нашего народа в Великой Отечественной войне и является данью памяти героям, отстоявшим Родину от фашистских захватчиков. Иллюстрированные альбомы и календари, мемуарная литература, газетные вырезки и фотографический материал дают представление об изобразительной и художественной летописи военного времени. Ценнейшие биографические данные о художниках-фронтовиках содержатся в альбоме Государственного Русского музея «Путь к Победе. Произведения из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций, созданные в годы Великой Отечественной войны». (СПб.: PalaceEditions, 2000). В частности, в альбоме воспроизводятся рисунки военного периода и приводятся сведения о Павле Ивановиче Басманове (1906-1993), графике, рисовальщике, акварелисте, иллюстраторе. Басманов П.И. учился в Петроградском художественно-промышленном техникуме (бывшая Рисовальная Школа Общества поощрения художеств) в 1922-1927 годы. В 1941 году Павел Иванович ушел добровольцем на фронт, служил в разведке, потом при штабе дивизии и закончил войну в Берлине. Он создал серию рисунков о жизни деревни в годы войны.

Выставка «Страницы памяти. 1941-1945» сопровождается списком рекомендованной литературы

Расширения для Joomla